ЛОМОНОСОВСКИЙ МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

198412, г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов, улица Красного Флота, дом 18/48
Телефоны: (812) 422-1144, 422-5798 (дежурный)
e-mail: lmkvmf@yandex.ru

Судомеханическая специальность

Специальность 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», утвержденная приказом Министерства об­разования РФ, предназначена для подготовки командного состава судов Вспомогательного флота ВМФ Российской Федерации.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности на уровне эксплуатации в качестве старшего техника-судомеханика судов обеспечения ВМФ и выполнению функций вахтенного механика на судах обеспечения ВМФ. Срок обучения 3 года 10 месяцев.
Судовые механики и электрики образуют на судне электромеханическую службу, которая отвечает за правильную эксплуатацию и обслуживание всех судовых механизмов. В состав службы входят старший, второй, третий и четвертый механики, которые несут ходовые вахты в море.

Учебный процесс

В процессе обучения курсантам преподаются общие гуманитарные, социально-экономические и специальные дисциплины.

Специальные дисциплины предназначены для того, чтобы будущий механик знал судовые энергетические установки, вспомогательные механизмы и системы, способы управления судовой энергетикой. Особое внимание на старших курсах уделяется системам управления судовой энергетикой, судоремонту и судовому электрооборудованию.

В процессы управления современной энергетикой все больше внедряются средства вычислительной техники, которые осуществляют контроль работы судовой энергетической установки, позволяют автоматизировать управление двигателем и осуществлять поиск неисправностей. С этой целью в состав изучаемых дисциплин включена информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности судомеханика.

От механика зависит жизнь судна и его экипажа. Достаточно двигателю выйти из строя и судно потеряет ход, что чревато печальными последствиями: оно может быть выброшено на мель, столкнуться с другим судном или погибнуть вместе со всем экипажем. Старший механик, как и капитан, покидает судно последним.

Учебно-материальная база

Лаборатории и кабинеты Судомеханического цикла оборудованы учебно-наглядными пособиями и макетами энергетических установок действующей техникой и специальными тренажёрами. В процессе учебы будущий механик должен реально представлять работу той или иной энергетической установки будь то паровой котел, двигатель внутреннего сгорания или газовая турбина. От наглядности представления физических процессов происходящих в закрытом кожухом двигателе зависит понимание обучаемого, что происходит на самом деле. Судно – не аудитория, где можно все пощупать своими руками и увидеть глазами. Поэтому преподавательский состав и, прежде всего, опытные лаборанты стараются сделать макеты, демонстрирующие то, что скрыто за клапанами, заглушками, насосами топливной системы и другими деталями соединенными в одну схему под названием двигатель.

Учебная практика

Организуется ежегодно на судах обеспечения ВМФ, аварийно-спасательной службы и гидрографии. Современный судовой механик должен обладать множеством сопричастных профессий, которые способствуют развитию профессиональных качеств. Например, умение пользоваться газо и электросваркой, обрабатывать металл, производить слесарные работы.

Во время практики курсант должен досконально изучить судно обеспечения, знать, где находятся топливные и водяные цистерны, как изменить крен и дифферент судна. На морских буксирах особое внимание уделяется состоянию тросов и электрическим лебедкам, способным изменять длину троса в зависимости от волнения моря и поведения буксируемого судна.

Одной из главных задач является борьба за живучесть. Любое повреждение корпуса или выход из строя двигателя требуют мгновенной реакции со стороны капитана и экипажа. Борьбу с пожаром и водой курсанты отрабатывают на специальном тренажере, что помогает наглядно представить ситуацию и проявить свои личные качества.