ЛОМОНОСОВСКИЙ МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

198412, г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов, улица Красного Флота, дом 18/48
Телефоны: (812) 422-1144, 422-5798 (дежурный)
e-mail: lmkvmf@yandex.ru

Судоводительская специальность

Специальность 26.02.03 «Судовождение», утвержденная приказом Министерства об­разования РФ, предназначена для подготовки командного состава судов Вспомогательного флота ВМФ Российской Федерации
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве старшего техника-судоводителя по управлению и эксплуатации судов обеспечения ВМФ и выполнению функций вахтенного помощника капитана судов обеспечения ВМФ неограниченных валовой вместимости и района плавания.


Судоводительский цикл

Готовит профессиональных судоводителей со дня основания Мореходного училища. Штурман в переводе с голландского языка означает руль, управление + человек. Это одна из самых древнейших профессий, которая существует с момента совершения человеком первого плавания. Моря и океаны занимают 70% земного шара и привлекают внимание людей как идеальный путь торговых связей.

Специальность 26.02.03 «Судовождение» привлекает многих молодых людей влюбленных в морскую профессию. Квалификация старший техник - судоводитель позволяет выпускнику колледжа быть готовым к деятельности на судах обеспечения ВМФ и выполнению функций вахтенного помощника капитана на судах неограниченной валовой вместимости и района плавания в соответствии с международными требованиями. Срок обучения в колледже 3 года 10 месяцев.sudovod

За 65 лет с момента образования Мореходное училище подготовило тысячи высококвалифицированных специалистов, которые стали капитанами дальнего плавания и обеспечивали корабли ВМФ топливом, водой, оружием, продуктами питания и одеждой.

Среди ранних выпускников ЛМК имеются капитаны судов Вспомогательного флота награжденные высокими правительственными наградами бывшего Союза ССР. В сложных условиях океанского плавания суда Вспомогательного флота выполняли боевые задачи в Средиземном море, Северной и Южной Атлантике, Индийском и Тихом океанах. В Северном Ледовитом океане капитаны - выпускники ЛМК ВМФ осуществляли на ледоколах проводку военных кораблей с запада на восток и обратно. Именем выпускника ЛМК ВМФ Сергея Осипова назван большой морской танкер.

Путь на мостик корабля не прост. Старшим на судне является капитан, который несет ответственность за безопасность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Ходовую вахту несут старший, второй, третий и четвертый помощники капитана. Они должны быть допущены к самостоятельному управлению судном и исполнять обязанности по занимаемой должности. Опыт судовождения приобретается в море.

Учебный процесс

Состоит из общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Будущий капитан обязан знать информатику, математику, инженерную графику и иметь понятие об экологии моря. Теория устройства и борьба за живучесть судна дают понятие о конструкции корабля, возможных повреждениях и способах их устранения. Знание энергетического оборудования судов позволяет будущему капитану понять возможности судна и обеспечить плавание с наименьшими затратами топлива. Навыки аварийно-спасательных работ дают возможность принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях на море.

К специальным дисциплинам относятся: навигация, мореходная астрономия, радионавигация, судовождение с использованием радиолокации, морская сигнализация и радиосвязь.

В народе говорят: «Пути Господни не исповидимы». Так и капитан судна не всегда знает, что его ждет впереди. Возможность предвидеть будущую ситуацию позволяют знания и опыт. Знания даются в колледже, опыт приобретается в море. Навигацию и мореходную астрономию знали еще древние греки. Они ориентировались по звездам и знали их местоположение в любое время года, что позволяло удаляться от берега и находить правильное направление к пункту назначения. Появление магнитного компаса, астролябии и секстана позволили мореплавателю искать путь в море не видя берега. Современные технические средства позволяют точно определять местоположение судна по данным искусственных спутников Земли. Средства радионавигации дают возможность пользоваться радиомаяками. Средства радиосвязи обеспечивают радиообмен информацией круглосуточно независимо от районов плавания. Тем не менее, знание классических приемов и методов судовождения остается обязательным в программе обучения курсантов, ибо никто не хочет оказаться в положении Робинзона Крузо на необитаемом острове.

Учебно-материальная база

Лаборатории и кабинеты Судоводительского цикла оборудованы как традиционным, так и современным оборудованием, что позволяет курсантам получать наглядное представление о технических средствах навигации. Аудитории оборудованы специальными столами для ведения учебной прокладки пути корабля и приборами указания компасных курсов, глубины под килем и скорости движения судна. Кабинет астронавигации снабжен наглядными пособиями, которые помогают изучать местоположение звезд в зависимости от широты места судна. Хорошая лаборатория радионавигационных приборов и радиолокационной техники. Большое количество наглядных пособий сделано руками курсантов.

Учебная практика

Является обязательной составляющей учебного процесса, которая реализуется на судах Вспомогательного флота и АСС (аварийно-спасательной службы), а также гидрографических судах ГУНИО.

В процессе практики курсант, находясь на судне, изучает корабельное расписание, размещение технических средств судовождения, их характеристики, приобретает опыт в несении корабельных вахт. При подготовке к плаванию вместе с помощником капитана делает предварительную прокладку курсов на карте, знакомится с лоцией района плавания и гидрометеорологическими условиями, характерными для места базирования судна.

Борьба за живучесть судна является одной из основных задач отрабатываемых экипажем. На судне имеется противопожарная защита и сигнализация, система паротушения, система жидкостного химического тушения и т.п. Курсант во время практики обязан изучить все системы борьбы с огнем и правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

Одной из важных задач навигатора является знание магнитно-компасного дела. Организация и проведение девиационных работ с магнитным компасом производится на берегу и на судне.

Важной частью в навигации являются размагничивающие устройства, которые влияют на работу магнитного компаса. Каждый курсант должен самостоятельно научиться производить измерения и быть уверенным в том, что курс судна, который он прокладывает на карте соответствует истине.

Перспективы и продолжение образования выпускника

Подготовка в колледже позволяет обучаться в ВУЗе на очном или заочном отделении по сокращенной программе в направлении общей классификации 180000 «Морская техника» по специальностям: 180403.65 «Судовождение» и 180500.62 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» по профилю «Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий». Обе специальности востребованы на судах обеспечения. Первая позволяет получить диплом капитана дальнего плавания, а вторая - работать в сфере Главного Гидрографического управления и заниматься прокладкой новых фарватеров расширяющих зоны мореплавания.

gerb svc